Наши партнеры

    

Конкурсное движение «Учитель года» в Татарстане


Абсолютная победа Аллы Головенькиной во Всероссийском конкурсе «Учитель года России» в 2014 году даровала Республике Татарстан почётное право на проведение I и II туров заключительного этапа данного конкурса в текущем году.

Приём заветной эстафеты стал закономерным итогом комплексных достижений региональной системы общего образования. Достаточно напомнить о том, что Татарстан уверенно занял II (2013) и III (2014) места по количеству школ в рейтинге Топ-500 лучших образовательных организаций России. На протяжении ряда лет республике удаётся устойчиво удерживать III–IV места по количеству победителей и призёров всероссийской олимпиады школьников. Нельзя не отметить создание в Татарстане самого крупного регионального фонда грантовой поддержки учителей (2011), развитие социальной инфраструктуры его столицы при подготовке к Всемирной летней Универсиаде в Казани (2013). Эти и другие меры укрепили материально-техническую базу школьного образования в республике, содействовали росту престижа учительской профессии в целом и конкурсного движения среди учителей в частности. На сегодняшний день Татарстан побил рекорды по ежегодному количеству и динамике роста участников регионального этапа конкурса «Учитель года». Так, в 2012 г. их было 900, в 2013 г. – 1200, в 2014 г. – 1500, в 2015 г. – 1750 человек.

Каким же образом происходили становление и расцвет конкурсного движения учителей в регионе?

В 1992 г., когда (на смену Всесоюзному конкурсу «Учитель года СССР») стартовал первый Всероссийский конкурс «Учитель года России», в Казани был одновременно учреждён Республиканский конкурс «Учитель года Республики Татарстан». В этот период происходил пересмотр советской парадигмы образования, и задачей Республиканского конкурса фактически стало выявление и поощрение лучших учителей, отвечающих вызовам нового времени, а также популяризация их практического опыта.

Участниками Республиканского конкурса первоначально были учителя, занявшие I места на районных отборочных этапах. Перечень испытаний I Республиканского конкурса был ориентирован на педагогов, являющихся всесторонне развитыми личностями. В первый день проходили 4 экзамена по билетам, в ходе которых экспертные комиссии штудировали конкурсантов на доскональное знание преподаваемых предметов (например, русского языка и литературы), а также теории воспитательной работы и краеведения. Во второй день участники демонстрировали своё методическое мастерство на практике. Им предстояло провести урок (на любую тему в рамках раздела, изучаемого по календарно-тематическому планированию) и внеклассное мероприятие (форма его проведения и возраст обучающихся определялись жеребьёвкой), а также подготовить стенгазету на конкретную заданную тему. Наконец, в третий день учителя состязались в эрудиции, находчивости и художественном творчестве. Сначала состоялся блиц-опрос (по истории культуры), затем были артистические импровизации (конкурсантам предложили продекламировать сюжеты известных сказок на новый лад) и сценические выступления (демонстрация нестандартных фрагментов урока, участие в семинаре на неожиданную тему из истории татарской педагогики и коллективное выступление в оркестре народных инструментов).

По итогам суммирования баллов за участие во всех видах испытаний победителем I Республиканского конкурса «Учитель года Республики Татарстан» в 1992 г. была объявлена учитель русского языка и литературы Людмила Филиппенко (ныне – Курамшина) из Казани. Знаком подчёркнутого внимания государственной власти к новому конкурсу стало то, что дипломы победителю и лауреатам вручил вице-президент Республики Татарстан Василий Лихачёв. На фоне «шоковой терапии» в тот тяжёлый год весомыми в общественном сознании оказались также ценные подарки от учредителей и спонсоров конкурса. Так, Людмиле Курамшиной достались шуба, стиральная машина, телевизор, сервиз и путёвка в санаторий. Но главной наградой стало представление первого Учителя года к почётному званию «Заслуженный учитель школы РТ».

Наглядным примером для всех последующих конкурсантов в Татарстане послужила активная образовательная и общественная деятельность первого Учителя года республики в послеконкурсный период. В 1990-е гг. Людмила Курамшина занималась в качестве директора развитием реабилитационного центра для детей, имеющих задержки в психофизическом развитии. В 2000-е гг. школа, в которой она работала завучем по методической и инновационной работе, одной из немногих в республике обрела по её настойчивой инициативе русский этнокультурный компонент в обучении и воспитании. В 2010-е гг. под её началом был учреждён и стал ежегодно проходить Республиканский (ныне – Всероссийский) конкурс научно-исследовательских и творческих работ обучающихся «Аксаковские чтения», названный так в честь знаменитого писателя, первого выпускника Казанского университета. Самоотверженное выполнение Учителем года миссии по развитию русского филологического образования в школах Татарстана было по достоинству оценено её коллегами из других регионов страны. Так, на учредительном съезде Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» в 2013 г. Людмила Курамшина была единодушно избрана сопредседателем Координационного совета «АССУЛ».

Впоследствии Республиканский конкурс «Учитель года Республики Татарстан» проводился с периодичностью 1 раз в 4 года, то есть в 1996 и 2000 гг., а с 2003 г. он стал ежегодным. Районные же конкурсы проходили в Татарстане 24 раза (непрерывно с 1992 г.). В 1994 г., когда на заключительный этап Всероссийского конкурса были впервые приглашены представители всех регионов, состоялся и дебют представителя Татарстана в Москве. Памятуя о том, что Учителями года СССР и России 4 года подряд становились педагоги-мужчины, двое из которых были к тому же учителями русского языка и литературы, руководство республики решило делегировать на главное профессиональное состязание основного соперника Людмилы Курамшиной – учителя математики Анатолия Ефремова из Бугульмы, занявшего II место на I Республиканском конкурсе, но ставшего до этого заслуженным учителем школы Татарской АССР и кандидатом педагогических наук. Манёвр оказался удачным: Анатолий Ефремов вошёл в «десятку» лауреатов и был удостоен премии Президента Российской Федерации за 1994 год.

Первый лауреат Всероссийского конкурса из Татарстана также не стал почивать на лаврах. Уже в 1995 г. он защитил в РАО диссертацию «Научно-методические основы отбора, структурирования и реализации содержания математического образования в старших классах общеобразовательной школы» на соискание учёной степени доктора педагогических наук и был назначен директором Бугульминского филиала Казанского государственного технологического университета. Увлекаясь историей и культурой Татарстана, Анатолий Ефремов одновременно входил в совет местного краеведческого музея и драматического театра, являлся активным колумнистом «Бугульминской газеты». В 1998 г. он был избран почётным гражданином Бугульмы, а в 2000 г. – приказом Минобразования России включён в состав созданного тогда же Совета победителей конкурса «Учитель года России». Насыщенный, разносторонний и деятельный жизненный путь Анатолия Ефремова завершился в 2014 г.: неутомимый педагог-новатор и гражданин скончался на 76-м году жизни. По ходатайству его первых учеников на доме, где он родился, была установлена мемориальная доска.

Вслед за Анатолием Ефремовым учителя из Татарстана стали регулярно участвовать в заключительном этапе Всероссийского конкурса: сначала по итогам II (1996) и III (2000) Республиканских конкурсов, а с 2002 г. – ежегодно. Например, в 2002 г., когда Республиканский конкурс не проводился, на финал Всероссийского конкурса в Москву был делегирован педагог-организатор ОБЖ Ильгизар Гадельшин из Верхнеуслонского района Татарстана, ставший победителем I (2000) и II (2002) Республиканских конкурсов «Учитель года Республики Татарстан по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”». Спустя 8 лет он принял-таки участие в Республиканском конкурсе «Учитель года Республики Татарстан» и, заняв III место, был вновь направлен (по итогам конкурсного отбора финалиста) для участия в заключительном этапе Всероссийского конкурса. Другие 13 финалистов Всероссийского конкурса из Татарстана являлись Учителями года региона, занявшими в соответствующие годы I место на Республиканском конкурсе.

Социальный портрет Учителей года Татарстана выглядит следующим образом. Из 16 победителей Республиканского конкурса 75% составляют женщины, 25% – мужчины, что соотносится с удельным весом представителей обоих полов в гендерной структуре учительства. 81,25% Учителя года Татарстана стали победителями, имея значительный педагогический стаж, в возрасте 30–50 лет, 18,75% – были на тот момент молодыми педагогами в возрасте до 30 лет.

Примечательно, что 100% победителей – городские жители Казани (62,5%), Набережных Челнов и Нижнекамска (по 12,5% соответственно), Бугульмы, Лениногорска и Нурлат (по 6,25% соответственно). Одним из факторов уверенного лидерства конкурсантов из Казани стало учреждение в 2000 г. Городского конкурса «Учитель года города Казани» (с 2005 г. – «Лучший учитель года города Казани»). Сельские педагоги, одерживая победы в своих районах, автоматически становились участниками Республиканского конкурса без приобретения к этому времени достаточного опыта конкурсной «борьбы». Для казанского же учительства Городской конкурс стал ключевым промежуточным звеном – площадкой, на которой происходила самая жёсткая (в том числе в количественном отношении) конкуренция и оттачивались личностные и профессиональные навыки, необходимые для дальнейшей победы. Кроме того, Городской конкурс и его районные этапы с самого начала включали самый широкий перечень испытаний, соответствующий (по наименованиям и критериям оценки) заданиям заключительного этапа Всероссийского конкурса.

В целях повышения профессионального уровня конкурсантов из других муниципальных образований в 2014 г. был установлен (по аналогии с Городским конкурсом в Казани) зональный этап Республиканского конкурса, ставший дополнительным турниром для победителей и призёров его районных этапов. В этой связи республика была условно разделена на конкурсные зоны, включающие по несколько муниципальных образований. Заботясь о применении унифицированных подходов к оценке конкурсантов в каждой зоне, оргкомитет сформировал единое выездное жюри. Значимым итогом этой практики явилось выявление в крошечном городке Нурлат опыта учителя биологии Аллы Головенькиной, которая продемонстрировала урок, органично соответствующий всем требованиям ФГОС общего образования, и стала впоследствии абсолютным победителем Всероссийского конкурса.

В профессиональном отношении среди Учителей года Татарстана явно превалируют педагоги-предметники гуманитарного цикла (62,5%), прежде всего учителя русского языка и литературы (37,5%). По количеству им уступают учителя естественнонаучных дисциплин и начальных классов (по 18,75% соответственно). Обозначенная тенденция объясняется, в первую очередь, спецификой билингвальной и мультикультуральной (полиэтнической и поликонфессиональной) образовательной среды в Татарстане, требующей от учителей-гуманитариев, в частности русоведов, кропотливых и напряжённых усилий в повседневной учебно-воспитательной работе, а также постоянного поиска и апробации новых педагогических приёмов. Приобретённые таким образом компетентности способствуют росту конкурентоспособности данной категории учительства в региональных профессиональных состязаниях. Благодатными факторами интенсификации методик филологического образования служат также наследие Казанской лингвистической школы и массовый патриотизм жителей Татарстана через любовь к малой родине, непосредственно связанной, в том числе, с жизнью и творчеством Гавриила Державина и Александра Пушкина, Сергея Аксакова и Евгения Баратынского, Льва Толстого и Максима Горького, Марины Цветаевой и Василия Аксёнова.

На рубеже 2000–2010-х годов стала особенно ярко проявляться роль Республиканского конкурса в качестве «социального лифта» для его молодых, наиболее креативных и энергичных лауреатов. Из их числа вышли заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, депутат Казанской городской Думы и целая плеяда директоров престижных образовательных организаций Казани. В свою очередь, становление Учителем года Татарстана в 2012 г. бывшего журналиста и телеведущего Николая Токранова из Казани содействовало привлечению к Республиканскому конкурсу и его победителям беспрецедентного внимания со стороны региональных и городских средств массовой информации, сохранившегося и в последующий период.

Росту благосостояния фаворитов конкурса и, как следствие, престижа самого мероприятия способствовало ежегодное вручение им ценных призов. Так, в 2009 и 2010 гг. Учителям года Татарстана были подарены автомобили отечественного производства, в 2011 и 2012 гг. – сертификаты на сумму 200 тыс. руб., в 2013 и 2014 гг. – автомобили заграничного производства (на суммы 300 и 400 руб. соответственно). Кроме того, в эти годы им стали вручаться сертификаты на стажировки в иностранных образовательных организациях, туристические поездки в любую страну мира и другие щедрые подарки, в том числе напрямую связанные с профессиональной деятельностью. К примеру, после победы на Республиканском конкурсе в 2012 и 2013 гг. абсолютных победителей Городского конкурса «Лучший учитель года города Казани» мэр столицы инициировал капитальное переоснащение аудиторий, в которых они работали, по последнему слову дизайна и техники.

Несмотря на испытание славой, в послеконкурсный период все – без исключения – Учителя года Татарстана продолжили трудовую деятельность в системе общего образования. 68,75% из них работают в настоящее время учителями, 18,75% – директорами общеобразовательных организаций в Татарстане, 12,5% были приглашены на работу в школы Москвы. Так, например, учитель истории и обществознания Сергей Шадрин из Казани прямо в день завершения заключительного этапа Всероссийского конкурса в 2013 г. был рекомендован членами жюри на педагогическую работу в московский лицей, занявший I место рейтинге Топ-500 лучших образовательных организаций России, а оттуда перешёл через год в Минобрнауки России.

В соответствии с отраслевым соглашением между Министерством образования и науки Республики Татарстан и Татарским Республиканским комитетом Общероссийского Профсоюза образования имена Учителей года Татарстана вносятся в республиканскую «Книгу Почёта». Финалисты Всероссийского конкурса из Татарстана ежегодно демонстрируют глубокий методический профессионализм, великолепную эрудицию и высокий уровень общей культуры, сочетая в своём творчестве лучшие традиции классической научной педагогики и современные подходы к преподаванию.

Клуб Учителей года Республики Татарстан




















































Лучший учитель года города Казани. © Copyright 2010-2024.
Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.